Рабочая программа_нем 2 язык_8класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 62 города Тюмени

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
как второму иностранному
для
8 КЛАССОВ

(четвертый год обучения)
Сроки реализации:

2020 - 2021 учебный год

Составитель программы:
О.В. Ленёва,
учитель немецкого языка МАОУ СОШ № 62
высшей квалификационной категории,

Тюмень, 2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному ориентирована на
обучающихся 8 классов и составлена на основе следующих документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(в редакции от 01.05.2019);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 №1897 (в редакции от 31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 №1/15) 08.04.2015, протокол №1/15 , в редакции протокола №1/20 от
04.02.2020);
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ
№62 города Тюмени;
- Авторской программы « Немецкий язык» Аверина М.М. и др. и УМК «Немецкий язык»
М.М. Аверина и др. предметной линии учебников «Горизонты» для 5-9 классы, М.М.
Аверин, Москва, «Просвещение», 2019.
Рабочая программа 8 класса рассчитана на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2

Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять
главную проблему, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности).
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач,
составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками
критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности,
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата,
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения (определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и
анализировать динамику собственных образовательных результатов).
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы, самостоятельно определять причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности).
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова,
соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, объединять
предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником,
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными).

3

- Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать
целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста,
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать
содержание и форму текста).
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем (определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы,
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями).
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) (целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических
и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности).
Предметные результаты
















Говорение. Диалогическая и монологическая речь
Ученик научится:
вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог побуждение к действию,
комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в
рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого языка;
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о
спорте, о школьных обменах, о праздниках и занятиях в свободное время, о своем
месте жительства, о путешествиях и городах своей страны и немецкоязычных стран,
об экологических проблемах, о себе и других людях);
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
формулировать аргументы за и против;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/план/вопросы;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Ученик получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста;
кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

4

 комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать
аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.).

и

Аудирование
Ученик научится:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую
информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления,
так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.






Чтение
Ученик научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/запрашиваемую
информацию, представленную в явном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Ученик получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте.
 восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная речь
Ученик научится:
 писать приглашение на праздник и короткие поздравления с праздниками, с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка,
выражать пожелания;
 создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.







Ученик получит возможность научиться:
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное
письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и
запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать
благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая
адрес);
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т. п.).
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.

5

Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
 правильно писать изученные слова;
 правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах.
 расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в
соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания изучаемых языков.
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
 различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова немецкого языка;
 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки
зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение;
общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе,
соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Ученик получит возможность научиться:
 выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.












Лексическая сторона речи
Ученик научится:
распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, репликклише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики:
«Физкультура и спорт», «Погода, климат», «Школьная жизнь», «Традиционные
праздники», «Окружающая среда и ее проблемы», «Путешествие», «Родная страна и
немецкоязычные страны», «Известные личности».
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в
пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в
пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die Unterschrift), приставок ge-,
un-, субстантивации глаголов, прилагательных, словосочетаний (das Rennen, das
Treffen, der/das/die Beste, das Energiesparen, das Abschiednehmen); безаффиксального
сокращения глагола (der Austausch, der Bau);
- имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei
приставки un-;
- наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-, super-;
- причастия с помощью суффиксов -end и -t.
Ученик получит возможность научиться:
определять род сложного существительного;
распознавать и употреблять в речи сложные глаголы;
употреблять в речи предлог времени seit;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

6

 знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
 распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения
его целостности (zuerst, dann, deshalb, also, dafür, dagegen);
 распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова,
изученные в пределах тематики основной школы.







Грамматика
Ученик научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной
задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные
(общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи:
- предложения, содержащие косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was,
wie, wie lange, wann, wo;
- сложносочиненные предложения с союзами sondern и trotzdem;
- сложноподчиненные предложения с придаточным дополнительным с союзом dass;
- сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil;
- сложноподчиненные предложения c придаточными условия и времени с союзом
wenn;
- названия стран и географические названия без артикля и с артиклем (Österreich, die
Schweiz, der Schwarzwald);
- имена существительные в дательном и винительном падеже с предлогами места в
зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»);
- имена прилагательные в функции определения перед существительными с
неопределенным артиклем, с притяжательным местоимением, с определенным и
нулевым артиклем;
- личные местоимения в дательном и винительном падеже;
- отрицательные местоимения (keiner, niemand);
- неопределенные местоимения (alle, jemand, jede-, etwas);
- глагол wissen в настоящем времени (Präsens);
- сильные и слабые глаголы, в том числе сложные глаголы и глаголы с отделяемыми и
неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt);
- модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens);
- модальные глаголы dürfen, müssen, können, wollen в прошедшем времени Präteritum;
- предлоги, требующие винительный падеж (durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang);
- предлоги, требующие дательный падеж (mit, nach, aus, zu, von, bei, seit);
- порядковые числительные.

Ученик получит возможность научиться
 распознавать и употреблять в речи:
- наречие gern в превосходной степени (am liebsten);
- вопросительные союзы wie viel, wie viele;
- вежливую форму Ich hätte gern.
Социокультурные знания и умения

7

Ученик научится:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы речевого этикета, принятые в Германии и других
немецкоязычных странах;
 представлять свою семью, школу, свой город или деревню, свое отношение к
занятиям спортом, к экологическим проблемам, представлять Россию, ее климат,
географические особенности и культурные традиции на немецком языке;
 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
 находить сходство и различие в традициях России и немецкоязычных стран.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при
говорении.
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
 пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
8 класс (34 часа)
Предметное содержание речи
1. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
2. Здоровый образ жизни. Занятия спортом.
3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки).
4. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и
отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма.
5. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии.
Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
6. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
7. Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
8. Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города.
Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население.
Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники,
памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их
вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение

8

Диалогическая речь
Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания
речи: умений вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового
общения (о погоде, о прошедших каникулах), диалог-расспрос (об отношении к спорту, о
школе, о праздниках, о себе), диалог-обмен мнениями (об экологических проблемах, об
отношении к школьным обменам, о путешествиях), комбинированный диалог (покупка
билетов, бронирование гостиницы).
Объем диалога не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося.
Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут.
Говорение (монологическая речь)
Развитие умений строить связные высказывания о себе и других людях, о климате и
географии России, о достопримечательностях крупных городов России и немецкоязычных
стран, о занятиях спортом, об экологических проблемах, о школьных обменах, о
традиционных праздниках, об известных людях из России и немецкоязычных стран с
использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание,
рассуждение), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с
опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объем монологического высказывания от 10-12 фраз. Продолжительность
монологического высказывания – 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих
наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной
задачи. Развитие умения определять основную тему и главные факты/события в
воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном
или нескольких несложных аутентичных коротких текстах.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, радиопередача, песня.
Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их
содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические, научнопопулярные.
Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, блог, рецепт, рассказ и др. в
том числе нелинейные тексты.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных
аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты
могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для
чтения – до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое
количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

9

Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
 писать открытку с места отдыха (объемом 30 слов, включая адрес);
 составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности.
 делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания о себе,
своем друге/ подруге, о школе (с опорой на образец) в соответствии с
коммуникативной задачей.

писать личное письмо, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец
(расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать
благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–
120 слов, включая адрес.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
 Правильное написание изученных слов;
 Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного
восклицательного знака) после порядковых числительных, в конце предложения.

и

Фонетическая сторона речи
 Различение на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их
адекватного произношения (без фонетических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации:
соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце
слога / слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда).
Правильное произношение слов, заимствованных из других языков (joggen, Chat, Chef,
Chaos, Charakter, recherchieren, circa), аббревиатур (CD, DVD).
 Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных
словах с главным ударением на первом слове, ударение в сложных словах, являющихся
исключениями (das Jahrhundert), ударение в сложных глаголах, в глаголах с отделяемыми и
неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
 Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации общения в рамках изученной тематики, оценочной лексики, реплик-клише
речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран в объеме примерно
900 единиц: названия явлений природы, видов спорта, предметов мебели, объектов
городской инфраструктуры и видов транспорта, природных катастроф и результатов
воздействия человека на природу, названия видов отдыха во время путешествия, средства
для выражения своего мнения, отношения, аргументация за и против, выражение согласия
и несогласия с предложением собеседника (например, в ситуации решения проектной
задачи), средства для разрешения конфликтной ситуации.
 Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Migrant, das
Formular, die Delikatesse и др.) и заимствований из английского языка (die Fitness, das Ticket,
der Cocktail, joggen, skaten и др.).
 Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных
-er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, -t от глаголов (die Fahrt, die
Unterschrift); суффиксы прилагательных -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, -frei; префиксы un-,
super-), суффиксы наречий -lich, -ig; суффиксы причастий -end, -t, приставки глаголов ab-,
an-, auf-, aus-, vor-, zu-, ein-, mit-, nach-, weiter-, zurück; словосложение
(Umweltschutzorganisation, Recyclingpapier, mittelgroß, jahrelang, festlegen), конверсия

10

(Energie sparen – das Energiesparen, Abschied nehmen – das Abschiednehmen, bauen – der Bau),
субстантивация (das Treffen, der/das/die Beste). Синонимы, антонимы. Лексическая
сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
 Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и
распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами,
следующими в определенном порядке.
 Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
повествовательное,
вопросительное
(общий,
специальный,
альтернативный
и
разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и
обратного порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении.
 Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных предложений с
союзами sondern и trotzdem.
 Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с
союзами wenn, dass, weil.
 Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений,
содержащих косвенный вопрос с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann,
wo, wie viel, wie viele.
 Навыки распознавания и употребления в речи названий стран и географические
названий без артикля и с артиклем (Österreich, die Schweiz, der Schwarzwald).
 Навыки распознавания и употребления в речи имен существительных в дательном и
винительном падеже с предлогами места в зависимости от вопроса («Где?» или «Куда?»), в
дательном падеже с предлогами mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, в винительном падеже с
предлогами durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang.
 Навыки распознавания и употребления в речи имен прилагательных в функции
определения перед существительными с неопределенным артиклем, с притяжательным
местоимением, с определенным и нулевым артиклем.
 Навыки распознавания и употребления в речи предлога времени seit; предлогов места
in, auf, unter, zwischen, neben, über, hinter, vor, an.
 Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений в винительном и
дательном падеже, отрицательных местоимений keiner, niemand; неопределенных
местоимений alle, jemand, jede-, etwas.
 Навыки распознавания и употребления в речи глагола wissen в настоящем времени
(Präsens), сильных и слабых глаголы, в том числе сложные глаголов и глаголов с
отделяемыми и неотделяемыми приставками в разговорном прошедшем времени (Perfekt),
модальных глаголов dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени (Präsens) и простом
прошедшем времени Präteritum, вежливую форму Ich hätte gern.
 Навыки распознавания и употребления в речи наречия gern в превосходной степени
(am liebsten).
 Навыки распознавания и употребления в речи отрицания nicht, kein, nein, doch.
Социокультурные знания и умения
 Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и немецкоязычных стран, полученные
на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера). Это предполагает овладение:
 сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке;
 знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях (традиционные народные
праздники, занятия спортом, подход к решению экологических проблем, проведение
отпуска, формы обучения и т. д.), распространенных образцов фольклора и современной
культуры (стихи, песни и т. д.);

11

 представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (популярные виды спорта,
традиции и обычаи проведения городских праздников, отношение к окружающей среде,
достопримечательности) немецкоязычных стран;
 умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в
Германии, Австрии и Швейцарии);
 умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения;
 умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками,
содержащими, в том числе страноведческий комментарий.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным
элементам, по используемым собеседником жестам и мимике, по сходству с русским и
английским языком;
 игнорировать незнакомое;
 использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
 работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение,
сокращение, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
 работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, Интернет-ресурсами;
 самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
 находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
 семантизировать слова на основе языковой догадки;
 осуществлять словообразовательный анализ;
 пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами).

12

Тематическое планирование, 8 класс (34 часа)
Тема (предметное
содержание речи)

Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся

Контроль

Fitness und Sport (Физкультура и спорт) (6 часов)
Спорт.
Виды
спорта. - Понимать основное содержание
Спортивные игры. Спор- аудиотекстов (подбирать заголо-вок).
тивные соревнования.
- Расспрашивать одноклассников о
занятиях спортом (используя
Здоровый образ жизни.
превосходную степень наречия gern –
Занятия спортом.
am liebsten).
- Рассказывать о своем отноше-нии к
Немецкоязычные страны и
занятиям спортом (исполь-зуя
Россия. Выдающиеся люди и предлог времени seit).
их вклад в науку и мировую
- Составлять вопросы для интер-вью
культуру
и проводить интервью в классе
(диалог-расспрос).
- Обобщать результаты проведенных интервью.
- Извлекать необходимую
информацию из текстов (с. 8).
- Составлять рассказ-загадку об
известном спортсмене по аналогии с
текстами на с. 8.
- Извиняться и объяснять причи-ны
невыполненных договорено-стей
(используя прошедшее время
Präteritum модальных глаголов dürfen,
können, müssen, wollen).
- Рассказывать о спортивных
травмах.
- Расспрашивать собеседника о
спортивных травмах.
- Проводить опрос о любимых видах
спорта и представлять со-бранные
статистические данные.
- Формулировать аргументы за и
против мужских и женских видов
спорта (с. 72).
- Делать небольшое сообщение о
любимом виде спорта

Лексико-граммати-ческий
тест.
Монологическая речь
(рассказ об отношении к
занятиям спортом).
Диалогическая речь
(диалог-расспрос о
любимом виде спорта).
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с
извлечением основной
информации

Austausch (Школьный обмен) (4 часа)
Школа. Школьная жизнь.
Правила поведения в школе.
Изучаемые
предметы
и
отношения к ним. Кружки.
Школьная форма.
Окружающий мир. Жизнь в
городе/ в сельской
местности.
Свободное время. Досуг и

- Сравнивать школьный день в
российской и немецкой школе (используя союз sondern).
- Говорить о плюсах и минусах
школьных обменов.
- Успокаивать собеседника, рассказывающего о волнениях перед
школьным обменом.
- Заполнять формуляр заявки на
участие в школьном обмене.
- Соотносить план квартиры с ее

13

Лексико-граммати-ческий
тест.
Монологическая речь
(участие в школьном
обмене).
Диалогическая речь в
ситуации «Куда пойдем в
свободное время?»
Чтение с извлечением
основной информации.
Аудирование с извлече-

увлечения.

описанием (аудирование с извлечением необходимой информации).
- Описывать квартиру.
- Рассказывать о том, куда располагаются вещи в комнате (исполь-зуя
существительные в винитель-ном
падеже после предлогов места при
ответе на вопрос «Куда?»).
- Договариваться о проведении
свободного времени (диалогпобуждение к действию).
- Использовать компенсаторные
стратегии при дефиците языко-вых
средств (с. 18).
- Читать с извлечением основ-ной
информации из тексты из дневников.
Восстанавливать
текст
из
разрозненных абзацев (с. 73)

Россия. Культурные особенности: традиции и
обычаи

нием необходимой
информации.
Письменная речь (заполнение формуляра)

Unsere Feste (Наши праздники) (5 часов)
Свободное время. Досуг и
увлечения (музыка; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки).
Немецкоязычные страны и
Россия. Культурные особенности: национальные
праздники, памятные даты,
исторические события,
традиции и обычаи

- Читать открытку с извлечением
необходимой информации о традиционном празднике в Германии.
- Вежливо переспрашивать,
используя косвенный вопрос с
глаголом wissen и вопросительны-ми
словами was, wer, wie, wann, wie viel,
wie viele, wie lange).
- Находить необходимую информацию в блоге о праздниках.
- Рассказывать о праздниках в своей
стране.
- Выражать согласие и несогла-сие с
услышанным мнением.
- Писать электронное письмо дру-гу
в ответ на текст-стимул (с. 25).
- Находить информацию о праздниках в сети Интернет и представлять результаты поиска.
- Находить информацию в календаре мероприятий и планировать
совместные выходные.
- Писать сочинение о значении Дня
Победы (с. 75)

Лексико-граммати-ческий
тест.
Монологическая речь в
ситуации «Традиционные
праздники».
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с
пониманием основного
содержания.
Письменная речь
(электронное письмо)

Kleine Pause (Маленькая перемена) (1 час)
Школа. Школьная жизнь

- Извлекать из аудиотекста необДиалогическая речь
ходимую информацию о международном экзамене.
- Вести диалог-расспрос на задан-ную
тему.
- Адекватно реагировать в предложенной ситуации
Berliner Luft (Берлинский воздух) (7 часов)

Немецкоязычные страны и

- Извлекать основную информа-цию

14

Лексико-граммати-ческий

Россия. Столицы, крупные
города. Достопримечательности.
Свободное время. Досуг и
увлечения (посещение
театра, кинотеатра, музея,
выставки)

из коротких аудиотекстов.
- Читать с полным пониманием
текст из путеводителя, содержа-щий
некоторое количество неизу-ченных
языковых явлений (с. 34).
- Извлекать необходимую информацию из рассказа о музее (аудирование).
- Выражать свое мнение об услышанных песнях.
- Рассказывать о городе.
- Вежливо спрашивать дорогу и
понимать описание дороги в
незнакомом городе.
- Описывать дорогу с опорой на
карту города.
- Составлять программу пребывания в городе с опорой на тексты из
рекламных проспектов (с. 38).
- Вести этикетный диалог в ситуации «Покупка билетов в кассе»
(используя вежливую форму Ich hätte
gern).
- Рассказывать о любимых достопримечательностях в Москве,
используя информацию из текста (с.
77) для аргументации своего выбора

тест.
Монологическая речь в
ситуации «Достопримечательности города».
Диалогическая речь в
ситуации «Покупка
билетов в кассе».
Чтение с полным пониманием информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации

Welt und Umwelt (Мир и окружающая среда) (5 часов)
Окружающий мир. Природа:
растения и животные.
Погода. Проблемы экологии.
Защита окружающей среды.
Жизнь в городе/ в сельской
местности.

- Называть преимущества и недостатки жизни в городе, в деревне, у
моря, в горах, в пустыне.
- Вести диалог-обмен мнениями о
жизни в разных условиях.
- Сравнивать погодные условия в
разных климатических поясах.
- Понимать прогноз погоды
(аудирование с извлечением
необходимой информации.
- Рассказывать о погоде в своем
регионе и о возможных занятиях в
разную погоду.
- Объяснять выбор места для отдыха
в Российской Федерации погодными
условиями (с. 78).
- Извлекать необходимую
информацию из радиопередачи.
- Рассуждать о последствиях
воздействия человека на природу
(используя сложносочиненные
предложения с союзом trotzdem).
- Предлагать действия по по защите окружающей среды (исполь-зуя
местоимения alle, jeder, keiner,
niemand, jemand, etwas, nichts).
- Читать сообщения в форуме с

15

Лексико-граммати-ческий
тест.
Диалогическая речь в
ситуации «Где лучше
жить?»
Монологическая речь
(представление результатов проекта).
Чтение с извлечением
необходимой информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации

извлечением необходимой
информации.
- Выполнять проектную работу на
тему «Экономия энергии и защита
окружающей среды дома или в
школе».
- Кратко излагать результаты
проектной работы
Reisen am Rhein (Путешествия вдоль Рейна) (4 часа)
Путешествия. Путешествия
по России и странам
изучаемого языка. Транспорт

- Объяснять свое желание посе-тить
город или регион, используя
информацию из текста.
- Описывать город в России или
немецкоязычных странах (исполь-зуя
прилагательные в функции
определения).
- Планировать с другом совмест-ную
поездку (диалог-обмен мнениями).
- Вежливо выражать несогласие и
согласие с мнением собеседника.
- Вести комбинированный диалог в
ситуации «Покупка билетов».
- Использовать переспрос в ситуациях непонимания.
- Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста
(таблица, с. 55).
- Вести комбинированный диалог в
ситуации «Бронирование гостиницы».
- Приводить аргументы за и против
речных круизов (с. 79)

Лексико-граммати-ческий
тест.
Монологическая речь в
ситуации «Город,
который хотелось бы
посетить».
Диалогическая речь в
ситуации «Бронирование
гостиницы».
Извлечение необходи-мой
информации из
нелинейных текстов.
Аудирование с
извлечением
необходимой информации

Die Abschiedsparty (Прощальная вечеринка) (1 час)
Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с
друзьями и в школе.
Россия. Культурные
особенности: традиции и
обычаи

- Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов.
- Формулировать преимущества и
недостатки переезда в новое место.
- Предлагать идеи подарков для
разных людей (используя предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определен-ном
порядке).
- Понимать современную аутентичную песню.
- Составлять список необходимо-го
для прощальной вечеринки.
- Планировать в группе прощальную вечеринку (проектная задача).
- Писать пожелания на прощание.
- Понимать рецепт приготовления
блюда.
- Рассказывать о типично русских
сувенирах, используя информацию из
текста (с. 82-83)

16

Лексико-граммати-ческий
тест.
Диалогическая речь
«Планирование
вечеринки».
Монологическая речь
«Типично русские
сувениры».
Чтение с извлечением
необходимой
информации.
Аудирование с извлечением необходимой
информации.
Письменная речь
(пожелания)

Große Pause (Большая перемена) (1 час)
Мои друзья. Межличностные взаимоотношения с
друзьями и в школе.
Школа. Изучаемые предметы
и отношения к ним

- Представлять информацию из
аудиотекстов в виде таблицы.
- Делать краткое сообщение на
заданную тему.
- Делать выводы о результатах
изучения немецкого языка (итоговая
рефлексия)

Итоговый тест (1 час)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема

Количество
часов

Фитнес и спорт
Школьный обмен
Праздники
Маленькая перемена
Берлин – столица Германии
Окружающий мир
Путешествие по Рейну
Прощальная вечеринка
Большая перемена
ИТОГО:

6
5
5
1
6
5
4
1
1
34

17

В том числе
контрольные
работы
1
1
1
1
1
5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».